- Новости
- Герои Отечества и участники локальных войн
- Деятельность
- История в фотографиях
- История одного экспоната
- Полезные ссылки
- Ветераны ВОВ
- Такая есть профессия
- План основных мероприятий историко-краеведческого музея на 2024год
- Положение об оплате туда 17.01.2024г.
- Герои СВО
- Всероссийские акции
- конкурс исследовательских работ "Беликовские чтения"
Новое на сайте
Советская игрушка "Конь на колесах"
20.11.2024
план работы музея и УПК на декабрь 2024
15.11.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
Лекцию посетили: 15.03.2023г. - 2б класс из Чесменской СОШ № 1 им. Героя Советского Союза М.Е. Волошина; 16.03.2023г. - ребята-участники РДДМ "Орлята" из Чесменской СОШ №2 им. Гаврилова М.В.; 17.03.2023г. - 11 класс из Чесменской СОШ №2 им. Гаврилова М.В; 4б класс из Чесменской СОШ № 1 им. Героя Советского Союза М.Е. Волошина
До 19 века земли Челябинской области входили в состав Младшей орды, здесь проживали казахские племена, которые постоянно подвергались разорительным набегам со стороны башкир, калмыков, хивинцев. Для спасения своего народа хан Абулхаир в 1731 году попросил подданства у России. Для защиты казахов строится город, в котором русские могли бы содержать крупный контингент войск – это город Оренбург. В 1735 г. сюда приходит многотысячный отряд русских. Это действие уменьшило страдания казахского народа, но до конца не сняло напряжения.
В 1742 году начальником края назначается Иван Иванович Неплюев – под его руководством по Яику (Урал) и Ую строятся сторожевые линии, в крепостях которых размещаются вооруженные воинские подразделения. Число дерзких нападений значительно сократилось.
Но отряды враждующих племен всё же находили способы проникновения – они сжигали строения, забирали скот, увозили людей.
Так продолжалось несколько десятилетий.
В 1833 году Николай I направляет в Оренбургскую губернию Василия Алексеевича Перовского.
Для наведения порядка новый генерал-губернатор решили враждующие между собой народы разделить широкой полосой русских поселений. Для этого в 1835-1837 годах от города Троицка по направлению к Орску, через степи, он возводит 30-крепостей и станиц и заселяет их вооруженными командами оренбургских казаков.
Эта линия крепостей, протяженностью более 400 верст получает название «Новой».
С ее строительством образовался огромный треугольник с вершиной в Верхнеуральске. По Новой линии весь район получил название «Новолинейный».
В 1842 году Новолинейный район разбивается на 32 участка и на каждом из них планируется заложить по одному населенному пункту. В эти места были переселены тысячи семей. Большую часть переселенцев составили солдаты и крестьяне, направленные сюда из близлежащих губерний. И все они навечно своим потомством были причислены к казачьему сословию.
В 1844 году Новолинейный район был включен в состав Оренбургской губернии. Чесма – участок №27. На участке под номером №27 было определено строительство станицы, которая через 93 года станет нашим районным центром.
Место строительства было выбрано удачно. Станица планировалась быть заложенной на левом берегу Тай-яткана, в те времена глубокой, проточной и сравнительно полноводной реки. Название реки «Тай-яткан» казахское. В переводе на русский язык оно означает: «место, где лежали жеребята». Теперь она называется Туеткан. По природным условиям это было, пожалуй, одно из лучших мест для строительства поселка. Обилие леса на противоположном берегу реки. В настоящее время от него осталась небольшая березовая роща за Черемушками. Воды, рыбы, птиц, диких зверей дополнялось разнотравьем и черноземными почвами.
21 февраля 1842 года Николаем I были утверждены «правила о переселении на земли Оренбургского казачьего войска казаков упраздненного Калмыцкого войска, белопахатных солдат и солдатских малолеток». Этими правилами были предусмотрены не только права и обязанности переселенцев, но и названия станиц.
Наша станица получила название (по указу Николая II) в честь Чесменской бухты Эгейского моря, где в 1770 году русский флот разгромил турков. 7 июля является Днем воинской славы России – День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении.
В Чесменскую станицу было набрано 154 белопахатных солдата с семьями. Переселенцам были закуплены плуги, бороны, лопаты, косы, серпы и другой хозяйственный инвентарь. При подготовке к заселению были заблаговременно заготовлены и семена. Снабжались они и семенами огородных культур. Новым для наших мест, как и для всего Урала, являлся картофель. Семенной картофель, по одному пуду на семью, завозился из центральных губерний. Выдача семенного картофеля осуществлялась под строгим контролем офицеров. Переселенцы были предупреждены, что в случае употребления его в пищу вся семья будет наказана. Эта культура со времен Петра I в центральных губерниях России уже возделывалась, но до окраин империи еще не распространилась. Теперь повсеместное разведение картофеля в стране осуществлялось на основании «высочайшего повеления Николая I от 9 февраля 1842 года».
Многодетные семьи, в которых было не более двух рабочих рук, получали по 14 рублей 27 копеек единовременного пособия. Каждая семья обязана была иметь не менее чем на четыре месяца продуктов.
Ранней весной 1843 года, как только немного подсохли дороги, к месту, где было определено строительство Чесменской станицы, в сопровождении казаков выехали главы семей с тем, чтобы провести посев и приступить к возведению жилья. На строительство дома и надворных построек им отпускалось от 50 до 70 корней строевого леса. Кроме того, главы хозяйств получали по 15 рублей серебром. На эти деньги они имели право нанимать плотников со стороны.
Для контроля за ходом строительства Оренбургским губернатором на 2-3 станицы назначались три-четыре казака и один офицер.
Строительными делами и заселением Чесменской и Тарутинской станиц управлял хорунжий Брябрин (предположительно его звали Павел). О всех делах по освоению своих участков офицеры докладывали своему полковому командиру, а он эти донесения отправлял губернатору.
Семена, лес, как и многое другое, переселенцы получали бесплатно.
25 апреля 1843 года через Оренбург проследовала новая партия переселенцев. Этот отряд состоял из крещенных калмыков, которые до этого жили в междуречье Волги и Урала.
На первых порах прибывшие были в отчаянии, но вернуться в родные места они не имели права. Дело в том, что каждый глава семьи подписывал документ, в котором говорилось: «По Высочайшему Государя Императора повелению, должны непременно переселиться в Оренбургское войско в протяжении двух годов, начиная с 1843 года, в назначенные сроки, и что с 1845 года т.е. по окончании срока переселения все земли ими занимаемые поступят в ведение Министерства Государственных Имуществ.»
Как видите, возвращаться было некуда. Их земли были конфискованы.
Все переселенные белопахатные солдаты и калмыки были зачислены в казачье сословие и причислены к шестому полковому округу Оренбургского казачьего войска. Имена первых атаманов Чесменской станицы неизвестны. Изначально атаманы станиц и поселков Новолинейного района назначались «сверзу». Это было связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, Оренбургское казачье войско было первым, которое создавалось не стихийно, а по решению властей. Во-вторых, поселенцы были «разноплемёнными», не знали друг друга и выбрать из своей среды «вожака» не могли. С 60х годов 19 в. Казаки выбирали себе атаманов сами. Утверждение атаманов проводилось как на уровне полков, так и на уровне Войскового правления.
Одновременно с Чесменской на 25, 26, 28 участках были заложены и заселены станицы, названные соответственно Березинской, Бородинской и Тарутинской.
1842 г. – Обручев Владимир Афанасьевич заменил заболевшего Перовского.
Казаки на новых землях по началу строили землянки. Делалось это не столько из-за бедности и отсутствия строительных материалов, сколько из практических соображений. Суровый климат здешних мест заставлял казаков «закапываться в землю». Землянки меньше продувались ветрами и требовали меньше топлива на обогрев. С точки зрения определённой конспирации, необходимой в приграничье, землянки были менее приметными, чем срубы.
А уже позже с установлением относительного мира на Новой линии в казачьих станицах начали строиться капитальные жилища. Первые дома были неказистыми – однокамерными с пристроенными сенями. Такие дома долгое время ставились на «сохи»: вкопанные в землю толстые лиственничные пни. Нередко, сохами служили обожжённые сосновые бревна. В целях экономии строительных материалов зачастую казаки строили свои дома из сосновых.
В 60-70х годах 19 в., когда семейства первых поселенцев «разрослись» началось возведение более сложных по конструкции домов – «связей», «пятистенков», «крестовиков». Такие постройки сохранились в Чесме и поныне. Они прилегают к «плацу» ( так было принято называть центральную площадь посёлка). Покрывались дома «лубьями» (деревом), соломой и камышом. Специальным указом предписывалось «… пропитывать крыши домов глинистым раствором, дабы не допустить возгорания…». Позже зажиточные казаки покрывали свои жилища кровельным железом. Дома строились вдоль улиц. Более поздние постройки выходили на улицу своими торцовыми сторонами. «Центральное» место в домах казаков занимала печь. Она, как правило, располагалась слева от входа в дом. Над входом располагались полати. «Красный» угол, в котором размещались иконы, наградные грамоты, а позже и памятные фотографии, находился по диагонали от входа.
Расположение улиц и «построения домов производилось по Высочайше утвержденным для казенных селений планам». Каждый хозяин усадьбы обязан был «двор огораживать плетнем, а если нет, то окапывать земляным валом.»
Именно в те далекие годы были заложены современные чесменские улицы Ленина – она называлась «Большой», Советская, Волошина, Колхозная, 50 лет ВЛКСМ. Квартальная планировка, заметная в центре Чесмы и сегодня, создавалась многочисленными переулками. Одним из таких переулков, называемым Амбарным, была современная улица Чапаева.
Правый же берег стал осваиваться гораздо позже.
Среди множества проблем, с которыми приходилось сталкиваться чесмянам, главным было отсутствие церкви. При рождении ребенка нужно было его немедленно крестить и дать имя. После крещения на 40-й день, если рождался мальчик, и на 80-й, если рождалась девочка, нужно было еще раз везти новорожденного в Троицкую церковь. На этот раз, уже крещенного, она должна была представить его священнику и у алтаря «взять молитву», символизируя как бы первое представление Богу. Только после этого ребенок до конца своих дней будет находиться под покровительством всевышнего. И везли детей, не взирая на расстояния и неудобства в церковь. Ведь каждому хотелось, чтобы их «ребенок был близким к богу». А имена давали только в церкви и только священнослужители.
Еще сложнее было похоронить умершего. По закону его нельзя было предать земле до тех пор, пока усопший не будет отпет священником.
В те годы люди рождались и умирали часто. И в каждом случае надо было ехать в Троицк, так как Чесменский поселок со дня основания был причислен к церкви Троицкого прихода. Обычно поездка из Чесмы до Троицка занимала в оба конца не менее 3-4-х дней.
По многим делам чесменским казакам нужно было посещать Троицкую церковь. Регистрация браков, то есть венчание молодоженов, совершалось тоже в церкви. Без этого бракосочетание считалось недействительным. Кроме того, нужно было в обязательном порядке быть на молениях в рождество, пасху и т.д. В добавок к этому, надо было везти за тридевять земель святить пасху и воду. Без святой воды человек не мог жить.
Трудно было первым казачьим семьям Чесменского поселка исполнять религиозные обряды без своей церкви. Учитывая неимоверные трудности казаков Новолинейного района в выполнении религиозных обрядов, губернатор Обручев добился права использовать передвижные церкви. Ими были большие палатки с малым колоколом и всеми атрибутами для служения. К каждой тако церкви был закреплен священник . По особому графику эти кочующие церкви перевозились от одного поселка к другому. Но такие палатки не устраивали прихожан, и вопрос о строительстве настоящих церквей казаки не снимали.
Первая церковь в Чесме была построена в 1852 году. Она была возведена в числе первых семи церквей Новолинейного района. Колокола для неё были привезены, как и для шести других, из Нижнего Новогорода. Церковь освящена «во имя святителя и чудотворца Николая» и названа Николаевской. ( в какой части поселка она находилась неизвестно/предположительно на том месте, где сегодня размещается Районная детская бблиотека). Первые служители местной церкви – И.А. Темперов и дьячок К.А. Андреев.
В 1894 г. в Чесменском поселке построена новая церковь и освещена именем того же святого Николая. В 1929 г. она была закрыта Вскоре были сняты кресты и колокола. До 1932 г. в нее засыпали хлеб, сдаваемый государству бизлежащими колхозами. А в 1932 г. здесь был размещен сельский клуб. В 1966 г. бывшая церковь была снесена. На этом месте в настоящее время находится районный Дом культуры.
Во второй половине 40-х годов 19 столетия почти во всех станицах для детей казаков были открыты школы. В Чесменской станице школа начала работать 27 октября 1847 года. Для школы на берегу реки были построены два деревянных здания. В одном из них обучались мальчики, в другом – девочки. На должность учителей назначались казаки из числа грамотных. Время нахождения их при школах засчитывалось за действительную службу. К исполнению своих обязанностей учитель мог приступить только после принятия специальной присяги, текст которой был утвержден Наказным атаманом Оренбургского казачьего войска.
В казачьих поселениях развивались торговля и ремесленничество. Ежегодно, 9 мая и 6 декабря, проводились ярмарки.
Изначально поселенцам помимо несения караульной службы было необходимо заботиться и «о хлебе своем насущном». Они должны были обрабатывать свои земельные наделы. Наделы были немалыми И приходиться только удивляться трудолюбию наших предков. Казаки кормили и себя, и отправляли выращенный хлеб и скотину на продажу.
В начале 20 в. в Чесме уже работало 3 мельницы, одна из которых была паровой. Её хозяином был Павел Дмитриевич Котельников. Услуги по выработке сливочного масла оказывали сразу три маслобойни, принадлежавшие Тихону Рыжкову, Алексею Тихонову и Сергею Капустину.
Теперь настала пора назвать кое-кого из тех, кто в числе первых обживал Чесменский поселок. Первыми поселенцами были: Котельниковы, Голиковы, Лазаревы, Чернышовы, Брябрины, Ерахтины, Баландины и многие другие, фамилии которых теперь широко распространены в Чесме.
К 1901 году Чесма значительно выросла. В это время она обогнала по числу дворов и жителей, окрестные поселки.
На сегодняшний день в селе работают 2 школы, открыты плавательный бассейн, оздоровительный комплекс и стадион, историко-краеведческий музей.
В завершении лекции для учащихся была проведена обзорная экскурсия по залам музея.