- Новости
- Герои Отечества и участники локальных войн
- Деятельность
- История в фотографиях
- История одного экспоната
- Полезные ссылки
- Ветераны ВОВ
- Такая есть профессия
- План основных мероприятий историко-краеведческого музея на 2024год
- Положение об оплате туда 17.01.2024г.
- Герои СВО
- Всероссийские акции
- конкурс исследовательских работ "Беликовские чтения"
Новое на сайте
Советская игрушка "Конь на колесах"
20.11.2024
план работы музея и УПК на декабрь 2024
15.11.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
Медаль «За отвагу»
25.10.2024
В начале мероприятия ребята прослушали историю зарождения праздника и «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Всероссийский День семьи, любви и верности появился в нашей стране 8 июля 2008 года. Нужно отметить, что этот год как раз был объявлен Годом семьи. День семьи, любви и верности учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы – это уникальный праздник, вышедший из христианского церковного календаря и нашедший поддержку и признание всех жителей нашей страны, независимо от вероисповедания, народности и обычаев. Это День памяти святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Муромских князей Петра и Февронии, отмечаемый в православном мире или просто Всероссийский День семьи, любви и верности! Эти святые издавна почитаемы в России как хранители святости семьи и нерушимости брака.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» в XVI веке написал монах Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный), и произведение сразу стало любимым чтением грамотного народа, распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. Так в древнерусской литературе впервые проявился жанр любовного романа со смешением языческих и православных сюжетов. Полный текст повести известен только узким специалистам, а ушедшую в мир историю о невероятной любви помнят и пересказывают до сих пор.
Однажды князя Петра поразила страшная проказа. Все попытки излечить больного оказались тщетны: никто не мог справиться с недугом. Когда князь отчаялся и смирился, ему приснился вещий сон: привиделось Петру, что живет на свете девушка по имени Феврония, способная исцелить его.
В отличие от Петра, приходившегося сыном муромскому князю Юрию, Феврония была из простой крестьянской семьи. Она жила вместе с отцом-пчеловодом в рязанской деревне Ласково. С малых лет изучала свойства растений и обладала даром целительства, умела приручить даже диких зверей, и они слушались ее. Девушка удивительной красоты и доброты пришлась по сердцу юному князю, и он дал слово после выздоровления пойти с ней под венец. Феврония вернула князю здоровье. Но он, испугавшись неравного брака, не сдержал своего обещания жениться. Вскоре болезнь вернулась и с новой силой обрушилась на Петра.
Когда гонцы во второй раз явились к Февронии, она не отказала в помощи и вновь исцелила юного князя. Раскаявшись, Петр женился на избавительнице и был с ней счастлив до конца дней. Как гласят предания, супруги всю жизнь чтили друг друга, жили без обмана, в мире и согласии.
После смерти старшего брата Петр вступил на княжеский престол. Бояре поддерживали и уважали знатного правителя, но не могли смириться с тем, что рядом с ним на престоле девушка из низшего сословия. Умной и красивой Февронии не давала покоя зависть боярских жен. Они пытались оклеветать ее и подговаривали мужей сжить ее со свету. В один прекрасный день князю поставили условие: он должен был выбрать между властью и любимой женой. Петр отрекся от престола и вместе с супругой уехал из Мурома.
Нелегка была жизнь в изгнании, но мудрая княгиня не теряла духа, всегда находила выход из трудного положения и поддерживала удрученного супруга. Петр не переставал нежно относиться к Февронии и ни разу не упрекнул ее в том, что она — причина их тягот.
Вскоре муромские бояре поняли, что без сведущего правителя не смогут поддерживать порядок в городе. Образумившись, послали гонцов за княжеской четой с просьбой вновь возглавить правление. Посоветовавшись с супругой, Петр вернулся в родные края.
Так и прожили душа в душу Петр и Феврония до седины в висках, «молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли».
Состарившись, приняли монашество под именами Евфросиния и Давид. Поселившись в разных монастырях, вели переписку друг с другом. Они молили Бога даровать им смерть в один день, чтобы продолжить вместе свой путь на небесах. Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Спустя 300 лет после кончины Петра Муромского и его жену Февронию причислили к лику святых. Православная церковь провозгласила их покровителями семьи и внесла в православный календарь 8 июля как день их памяти. В 90-х годах жители Мурома приписали к этому дню и празднование дня своего города. Теперь мощи святых Петра и Февронии в едином гробу — в Свято-Троицком женском монастыре в городе Муроме. Множество богомольцев притекают к ним, чтобы поклониться и попросить заступничества. Припадающие с верой к раке с мощами обретают исцеление.
Семья – одна из важнейших ценностей человечества с самых древних времён. И каждая семья на протяжении многих поколений вбирает в себя историю, культуру, традиции и обычаи, без которых трудно представить себе её жизнь именно сейчас.
Далее, находясь в избе казаков (Почему именно казаков? Потому что именно они переселились в 1843г. в степи ныне Чесменского района и являются предками многих чесмян) мы вспомнили о традициях и обычаях казачьей семьи.
В богатой традициями истории казачества среди основ уклада казачьей общины главной ценностью всегда была крепкая семья. Семья – святыня брака! Семья – основа казачьего общества!
Как же происходил обряд сватовства и брака у донцов?
Обычно сначала бывали смотрины, когда жених с двумя-тремя родственниками под благовидным предлогом появлялся в доме невесты. Сидели, беседовали о разном, потихоньку разглядывая невесту. Если она приходилась по душе старшим, то через несколько дней после смотрин к родителям невесты засылались сваты. Завершал сватанье обряд рукобития, главное значение которого заключалось в торжественном договоре об условиях брака. Родители договаривались о кладе (т. е. подарках невесте), угощении. Договорившись, отцы били по рукам.
За неделю до свадьбы начинались посиделки, на которые у невесты каждый вечер собирались подруги, шили ей платья, готовили приданое. Потом до свадьбы происходил «сговор», во время которого веселились, пили вино и танцевали.
Свадьбы обычно устраивали осенью или зимой, когда казаки освобождались от полевых работ, но иногда и весной, чтобы к началу весенних полевых работ в семье была ещё одна работница.
За день до свадьбы смотрели приданое, празднуя, как говорили казаки, «подушки». Приданое невесты весёлые «подушечники» несли к дому жениха – лёгкие вещи несли в руках, а следом на телеге везли сундук. Родня жениха во главе с матерью принимала приданое и угощала участников «подушечного» поезда.
В день выданья жених и его друзья садились на коней, остальные участники «поезда» рассаживались в тарантасы, украшенные красными лентами. Улицы станицы оглашались пением военных казачьих песен, звоном колокольчиков. С шумом подкатывал «храбрый поезд» к дому невесты на последний приступ.
К этому времени невеста уже простилась с родными, посидела «на посаде» (овчинной шубе кверху мехом), чтобы богатой и счастливой быть. Одетая в брачный наряд, с заплетённой косой, она сидела за столом, а братья с нагайками в руках не пускали жениха к сестре. Дружка, набивая цену, проводил выкуп невесты, после чего брачный «поезд» с женихом и невестой ехал на венчание в церковь, а потом;– в дом жениха, где на крыльце их встречали родители и благословляли хлебом: разламывали над их головами большой каравай. Чтобы молодые жили в достатке и благополучии, на них сыпали пригоршнями орехи, конфеты, зерно, пшеницу, хмель…
А на следующий день происходила раздача каравая. Дружка подводил молодых сначала к родителям, и они дарили подарки: отец сыну – коня с седлом на службу, а мать – тёлку или корову в хозяйство. Затем каравай разносили гостям, и каждый одаривал молодых. Те благодарили всех участников свадебного пира, прощались, но гулянье после этого могло продолжаться ещё неделю, в течение которой молодая пара посещала родственников, знакомых. Это называлось ходить «по сабе».
Семья и рождение ребёнка
Рождение ребёнка – всегда радостное событие для всей большой семьи. Воспитание детей – это отдельная традиция, становление характера начиналось практически с самого рождения, с приобретением основных навыков и знаний.
У каждого новорождённого казака или казачки помимо кровных отца и матери были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее, подходили к этому очень серьёзно и ответственно. Крёстного подбирал отец – это должен был быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т. п.), у которого можно многому научиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг, желательно хотя бы немного старше её возраста.
Если в семье рождался казак, то основная нагрузка ложилась на крёстного – он делал из казака воина, и спрос с него был зачастую больше, чем с отца! Задача крёстной – воспитание в нём отношения к девушке-казачке как к жене, матери и хозяйке.
Если же рождалась казачка, то основную роль в воспитании играла крёстная, формируя в девочке женщину-казачку, заботливую жену, терпеливую мать и добрую хозяйку. Крёстный в этом случае прививал отношение девушки к казаку как к воину-защитнику, как к мужу, отцу и главе семьи.
С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика, оно праздновалось широко, громко. Рождение мальчика – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, «разорительница».
До семилетнего возраста казачок жил на женской половине дома. Мать вкладывала в сына любовь к родной земле, к истокам, чувство гордости за свой род; приучала с малых лет к труду, уважению и почитанию дедов, совместно с которыми казачк; обучали верховой езде, стрельбе, кулачному бою, владению нагайкой. Всё, что давалось казачонку, формировало его личность воина, любящего свою Родину, защитника своей земли, семьи, рода.
Характер казачонка формировался благодаря тому, что он видел в семье, отношению взрослых друг к другу: о чём они говорят, о чём поют, какие поступки совершают. И это всё настоящее, и так же будет поступать он сам.
Формировали характер будущего воина и игры со сверстниками. Они были таким же наследием и традициями, направленными на воспитание и развитие казачат. Проходили они под присмотром станичных стариков, которые присматривали за детьми и строго за ними следили, наставляя и направляя на нужный путь. В такие игры казаки играли почти всю свою жизнь.
После семи лет казачка забирали на мужскую половину дома, и за воспитание будущего воина принимались отцы, братья, опытные казаки. Боевые приёмы, стрельба на скаку, рубка лозы шашкой, преодоление препятствий, владение пикой – вот лишь немногое из того, чему обучались казачки и чем они должны были овладеть до службы в армии.
Маленькую казачку воспитывали иначе. Рождение девочки праздновали не так широко, как рождение мальчика. Однако появление на свет маленькой казачки тоже было радостью – девочка приносила в дом душевное тепло, доброту и ласку. В честь рождения девочки отец или дед сажал иву, и дерево росло вместе с девочкой на родимом подворье и как бы опекало новоявленную казачку.
В будущей жене и матери развивали женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость, формируя настоящий женский характер, внушая, что самое главное в жизни – это крепкая семья и достаток. Девочек-казачек рано приучали к ремеслу и рукоделию, в игровой форме – обшивали кукол, а учились на всю жизнь. При этом девочки с ранних лет привыкали к тяжёлому труду по хозяйству, но была и особая работа – нянчить младших. Годовалого младенца могла нянчить трёхлетняя девочка! Пятилеток-то уже в няньки «в люди» отдавали.
К братьям девочки относились с огромным уважением, и не зря: случалось, что пятилетние братья уходили с отцами в военные походы, а возвращались домой через десяток лет закалёнными бойцами.
Важную роль в казачьей семье, в том числе в воспитании девочки, играла бабушка: муж на службе, жена на работе, и поэтому воспитание молодого поколения лежит на плечах бабушки. Личный пример нравственности, религиозности, умения вести домашнее хозяйство – всё это давала девочкам-казачкам бабушка.
Ну а когда девочка становилась девушкой, то покупали ей серебряное колечко и вручали с наставлениями, что она теперь «не дитё, а барышня» и вести себя должна иначе: на неё «женихи смотрят». Юных казачек учили выглядеть красиво и с достоинством, всегда держать спину прямо, следить за своими движениями, не гримасничать и не жеманиться. Истинная казачка должна была быть доброжелательной, отзывчивой, уважительной по отношению к старшим, целомудренной. Колечко на левой руке означало, что перед нами «хваленка» – пускай ещё «не на выданье», но о ней уже можно думать как о невесте. С момента получения серебряного колечка девушка начинала готовить себе приданое. Девичья жизнь кончалась сватовством.
Муштры в воспитании девушек не было, тем не менее казачки могли постоять за себя, многие из них умели обращаться с конём и оружием, при случае помогая казакам в боях.
Юные казачки росли в относительной свободе, даже жениха они часто могли выбрать себе сами, разумеется, если тот был из казаков, и против воли дочерей замуж не отдавали.
Самое важное в казачьей семье – авторитет родителей, чувство супружеского долга, честь рода, личная ответственность родителей за воспитание детей. И нравственные устои не были придуманы искусственно, а складывались веками, вместе с народными традициями, с помощью которых создавались основы трудового и морального, умственного и физического, эстетического и религиозного воспитания. Семейный союз у казаков пользуется большим уважением.
Глава семьи – отец, с него спрос за всё! В случае его смерти главенство в доме переходит к матери. В казачьем обществе к женщине относились с таким уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Кто бы ни была женщина, надо было беречь и защищать её, ибо женщина – будущее народа. Особенным было отношение в казачьей семье к старикам. Пожилой человек у казаков пользовался почётом, он считался носителем традиций и семейной памяти, и неуважение к старикам было прегрешением.
Семьи казаков были большие, существовали трёх-четырёх поколенные семьи; одна семья могла насчитывать 25 человек, а то и более. Этому способствовали особое социальное положение казачества и специфический уклад жизни: необходимость обработки больших земельных наделов, невозможность отделения молодой семьи во время службы или до её начала, относительная замкнутость семейного быта.
Богаты казаки и традициями, в число которых входили совместные трапезы. Проводились они после окончания промысловых работ, во время проводов на службу или встреч с неё. Почти все праздники сопровождались соревнованиями в рубке, стрельбе, джигитовке. Характерной особенностью были «гулебные» игры, инсценировавшие военные баталии или казачью «вольницу».
Среди донских казаков существовал обычай «ходить со знаменем» на Масленицу, когда выбранный «ватажный атаман» обходил со знаменем дома станичников, принимая от них угощение. Так же, как и сегодня, наиболее значительными православными праздниками были Рождество Христово и Пасха. Широко отмечались престольные праздники. Общевойсковым праздником считался день святого, у донского казачества – Покров Пресвятой Богородицы.
В наши дни в некоторых хуторах и станицах играют свадьбы с элементами старинного обряда – с дружкой и свахой, выкупом и караваем, с танцами и пением свадебных песен. И именно такие «семейные», старинные обряды, передаваемые из поколения в поколение, сохраняя истинные жизненные ценности, делают все казачьи роды единой большой семьёй!
Символом праздника выбрали ромашку, простой, но благородный цветок. Также бытует мнение, что ромашка — цветок примирения. Вскоре специально для этого праздника выпустили медаль, на одной стороне которой изображены святые Петр и Феврония, а на другой — ромашка. Так на разных сторонах одной медали соединились и дополнили друг друга два праздника: православный и светский. По традиции медаль вручают семьям, в которых царят достойные подражания любовь и взаимопонимание. День семьи, любви и верности отмечают в 40 странах.
В 2008 году у здания ЗАГСа в Муроме появился первый памятник Петру и Февронии — «Союз любви — мудрый брак». А с 2009 года скульптурные композиции стали устанавливаться во многих городах России в рамках общенациональной программы «В кругу семьи».
В завершении мероприятия ребята смастерили символ праздника - цветок русских полей и лугов - ромашку.