9 июня 2022г наша страна отмечала 350 лет со дня рождения императора Петра Первого. К имени этого представителя династии Романовых часто добавляют Великий. Великий император был наследником династии Романовых, на престол он взошёл в 1682 году, когда ему исполнилось 10 лет, стал править самостоятельно с 1689 года. Правил 43 года. Прожил 53 года.
Жизнь его была сложной, до сих пор её изучает множество историков, и выявляют всё новые и новые интересные факты. Это был гениальный ребёнок Российской империи. Чем только не увлекался этот человек: прекрасно рисовал, освоил работу каменщика, плотника, изучал зубоврачебное дело, даже хирургию. Четырнадцать ремёсел смог одолеть Пётр Алексеевич.
Первым русским музеем считают Кунсткамеру. Ее основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Петр I побывал в нескольких подобных «кабинетах редкостей», которые были открыты для посетителей, во время путешествия в Европу в 1697–1698 годах. Когда он вернулся в Россию, то решил обустроить такой музей «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». По указу Петра I предписывалось сдавать за плату «каменья необыкновенные, кости человеческие, меди, старое ружьё, посуду, всё, что зело старо и необыкновенно», присылать «родившихся уродов» за вознаграждение в Петербург. Но когда Петр открыл этот музей люди туда не шли. Просто не привыкли. Тогда император придумал пиар-ход. Мало того, что отменил входную плату, так еще и повелел угощать гостей рюмкой водки и сладкой выпечкой.
С 1704 по 1714 годы это собрание хранилось в Москве. Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце, а позже перенесена в Кикины палаты. Помещение было названо на немецкий манер «Куншткамерой», то есть «кабинетом редкостей».По тогдашним понятиям, это было огромное помещение. Всё собранное было здесь "в надлежащем порядке учреждено и расставлено" и высочайшим распоряжением было велено "всякого желающего ... смотреть пускать и водить показывая и изъясняя вещи". С этого времени предметы, хранившиеся в царских коллекциях, стали доступны для всеобщего обозрения. Пётр так и заявил: "Я хочу, чтобы люди смотрели и учились!" Сам царь очень хорошо знал экспонаты Кунсткамеры и сам был лучшим гидом, любил их показывать и иностранным послам, и русским вельможам, и рассказывать о них.
В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры.В 1747 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1754–1758 годах. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. В 1887 году Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку. Башня снова становится одной из визитных карточек города. В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие.
Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров. Через десять лет Пётр Великий осуществил вторую часть своего «академического» проекта. 28января (8февраля) 1724 года, по его распоряжению, была учреждена Академия наук. Передача первого русского музея в введение Академии наук сыграло в его судьбе решающую роль. Музей с самого начала был не только научной базой Академии наук, но и важнейшим культурным и просветительским учреждением. На всём протяжении своей истории Музей занимал в структуре Академии наук особое место.
В 1903году в дни празднования 200-летия Санкт – Петербурга музей получил имя основателя Кунсткамеры Петра Великого.C 1992 г. Музей вновь стал самостоятельным Музеем и научно-исследовательским институтом, сохранив свое старое название «КУНСТКАМЕРА».Сейчас в Кунсткамере не так много предметов петровского времени. Почти все сгорело в пожаре 1747 года. Но главное – жива идея императора. Вскоре в России стали появляться и другие музеи.